Представляємо вашій увазі статтю на сайті EIR Center присвячену круглому столу проведеному ВЕА 25.03.2015
25 марта состоялось первое заседание Энергетического форума «Всеукраинской энергетической ассамблеи». Модератором мероприятия выступил Иван Васильевич Плачков, председатель «Всеукраинской энергетической ассамблеи», экс-министр топлива и энергетики Украины, глава наблюдательного совета компании «Киевэнерго». В обсуждении острых для страны вопросов приняли участие народные депутаты ВР, члены Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), представители «Донбассэнерго», компании ДТЭК "Центрэнерго", научно-технического центра «Психея», энергетических программ центра Разумкова и впечатляющее количество специалистов энергетической отрасли.
Тема: «Разработка энергетического баланса Украины – необходимое условие подготовки к осеннее-зимнему максимуму 2015-2016 гг. и формирование современной тарифной политики в энергетической отрасли», была выбрана не случайно.
Пристальный интерес к данному событию обоснован, в первую очередь, сложившейся катастрофической ситуацией, которую мы наблюдаем в энергетической отрасли. За прошедший год не раз поднимался вопрос о некомпетентности ключевых руководящих должностных лиц в министерстве энергетики и угольной промышленности, о некомпетентности и неадекватности принимаемых решений НКРЭКУ. Результат этой работы очевиден: страна с огромным трудом пережила отопительный сезон 2014-2015. Более того, можно с уверенностью говорить о том, что это попросту – «ЧУДО». И как бы критично это не прозвучало, но профильное министерство приложило максимум усилий для того, чтобы усложнить данный процесс. Теперь страна имеет все шансы войти в новый отопительный сезон 2015-2016 с огромными потерями и в куда более критической ситуации.
Прошло уже почти три месяца 2015 года, время, когда все цивилизованные страны имеют четкую структуру, более того, активно работают над формированием энергетического баланса страны, а наш уполномоченный надзорный орган не имеет даже представления о первичных составляющих данного документа.
Посему основной посыл модератора мероприятия актуален как никогда: «Немедленная разработка энергетического баланса страны с максимальной детализацией – обязательное требование стабильного прохождения отопительного сезона 2015-2016. Создание межведомственной комиссии во главе с премьер-министром Украины, в которую войдут представители ключевых министерств и ведомств, заместители губернаторов областей помогут оперативно и профессионально реализовать эту задачу. Комиссия в таком формате сможет оперативно провести оценку и инвентаризацию перспективных месторождений нефти и газа для увеличения собственной добычи", - подчеркнул Иван Плачков.
Эксперты обозначили первоочередные для решения задачи, такие как «физический и цифровой объем» первичных и вторичных энергоресурсов, угля, нефти и газа, в том числе, с учетом ситуации в Донецкой и Луганской областях. Подчеркнув, что в данный момент эта работа не проводится. А также о необходимости четкого и грамотного распределения данного баланса через призму каждого населенного пункта страны и каждого предприятия, с последующим определением дефицитов.
В первую очередь руководители отрасли должны понимать, что энергетический баланс страны - это стратегия развития страны, это работающая тарифная политика, направленная на экономику и развитие.
…красивые сны о балансе
Не будем голословными, на сегодняшний день финансовая ситуация в отрасли действительно пугающая: уровень оплаты за газ составил около 60%, по теплокоммунэнерго – 30%. Из-за роста тарифов и тяжелой экономической ситуации в стране все больше людей перестает платить за газ. Более жестким кризис неплатежей был в 90-е годы, тогда уровень оплаты составлял всего 30-40%. И ситуация была патовой, люди не получали зарплаты около 10 месяцев. Мы слишком хорошо знаем, насколько глубоко можем упасть, и как тяжело будет выбираться.
В ходе дискуссии эксперты также упомянули о странном «сенсационном заявлении», активно растиражированном в СМИ, что в хранилищах «Нафтогаза» больше газа, чем в других странах Европы, а именно - 7,45 млрд кубометров.
Экспертов крайне удивило столь «оригинальное» сравнение: «7,45 млрд кубометров газа несомненно больше, чем в других странах Европы, например, в Германии - 7,15 млрд. Однако, это более чем странное сравнение, поскольку наши хранилища рассчитаны на 32 млрд кубометров. Разбавлять новостную ленту позитивными новостями – это прекрасно, но сообщать, что у нас дела обстоят лучше, чем в Европе, по меньшей мере, глупо. Все это слишком напоминает сказку Гофмана о продавце снов».
Очень много вопросов прозвучало в адрес Национального регулятора - НКРЭКУ. Полная ценовая сбалансированность физических объемов - это основное и приоритетное задание комиссии и закономерно, что эксперты попросили разъяснений, на каких условиях это будет достигаться в ближайшее время.
Член НКРЭКУ Владимир Евдокимов отметил, что на протяжении всех 7 месяцев с момента создания единого органа – НКРЭКУ, комиссия постоянно работает над сбалансированием экономики и финансов на оптовом энергетическом рынке. Более того, он подчеркнул, что это первоочередная задача комиссии. Г-н Евдокимова крайне удивило обилие критики и негатива, обвинений членов комиссии в некомпетентности и непрофессионализме. Он акцентировал внимание на том, что аппарат комиссии остался прежним, а вся звучащая в адрес комиссии критика - не что иное, как следствие принимаемых непопулярных решений, поскольку для некоторых участников рынка эти решения являются крайне негативными.
По его словам, комиссия много сделала для создания энергетического баланса страны. В подтверждение были названы наиболее проблемные финансовые цифры за 2014 год. Так, общая оплата энергетическими компаниями электроэнергии составила 91%. «Провал расчетов» начался с конца октября - в ноябре. На сегодняшний день эта ситуация остается прежней и напрямую связана с происходящим в стране, включая Донецкую и Луганскую области.
Были озвучены четыре основные проблемные компании. Они закупают 14% объема электроэнергии Энергорынка, который уходит в зону АТО, а оплачивается на уровне 10-15%. Это компании: «Донецкоблэнерго», где оплата в октябре-декабре составила - 79% (93%- потребители), Луганское энергетическое объединение (ЛЭО) – 57 и – 82% соответственно, региональные энергетические сети – 53 и 54%, и компания «Энергоуголь» - 42,9 и 42,2% потребителей. Закономерно, что эти цифры существенно повлияли на общий сбор средств в 2014 году.
В январе-феврале, когда из зоны боевых действий были выведены все государственные банки и был закрыт уполномоченный банк, ситуация еще больше усугубилась. Оплата от всех существующих на рынке компаний составила 75%. Проблемными остались те же: «Донецкоблэнерго» - 46%, ЛЭО – 16%, региональные энергетические сети – 9%, «Энергоуголь» - 10%. По состоянию на март оплата составляет - 89,7%, а основные неплательщики находятся в зоне АТО.
Члены комиссии признали, что до сих пор не начали работу над энергетическим балансом, ссылаясь на отсутствие показателей топливного баланса, стоимости угля, что, в свою очередь, влияет на экономику всех компаний, работающих на рынке. Однако комиссия направляет все усилия на поддержку и сбалансированность всех участников рынка. В частности, принятием непопулярных, а вернее, скандальных решений, вызвавших резонанс и шквал критики, таких как запрет на оплату на неконтролируемых территориях. Как следствие - работники компании «Донбассэнерго» попросту остались без средств к существованию и вынуждены работать бесплатно. Поднятие тарифов для населения с 1 апреля текущего года тоже не вызвало позитивных эмоций как у потребителей, так и у ряда экспертов. Хотя, по словам членов НКРЭКУ, данное решение позволило сбалансировать и дать возможность определить экономику всех участников оптового рынка.
На фоне утверждения о финансовом сбалансировании крайне «интересными» выглядят заявление о том, что комиссия умышленно сдерживала, т. е. сознательно «резала» тарифы для ТЭС, якобы из-за наличия у них определенного запаса и некритичности ситуации в целом.
При этом, комиссия, судя по всему, считает ситуацию настолько «некритичной», что с начала года тариф для ТЭС еще ни разу не покрыл полной себестоимости производства (т.е. постоянная работа в убыток), а в феврале не покрывал даже топливной составляющей себестоимости. Так, в январе 2015 года тариф составил 84,2 коп./кВт-ч (топливная составляющая - 75,3). В феврале - 70,5 и 70,7 соответственно. Прогнозный тариф на март составляет 80,4 коп./кВт-ч, а топливная составляющая 78 коп./кВт-ч.
Другими словами, ни о каком накоплении запасов топлива, равно как и возможности перехода на резервное/аварийное топливо, речь не идет в принципе. Да что там запасы! По факту за февраль тепловая генерация не могла рассчитаться даже за то топливо, которое сжигала. На этом фоне утверждения комиссии о продуктивной работе над сбалансированностью экономического и финансового состояния сектора и поддержке ВСЕХ участников рынка выглядят, по меньшей мере, странно…
Отвечая на вопросы экспертов, Владимир Евдокимов отметил, что основной задачей в формировании энергетического баланса страны является понимание сложившейся ситуации со стороны участников рынка. Утвердить энергетический баланс на 2015 год без основных показателей стоимости топлива и без физических величин - невозможно. Необходим пересмотр тарифов для водоканалов (основные должники). А измененный тариф, в свою очередь, необходим для финансовой составляющей и поднятия уровня счета. Также необходимо провести незамедлительные мероприятия по увеличению выдачи мощностей с атомных станций и принять отдельный порядок по предприятиям в зоне АТО.
Эксперты не согласились с выводами представителя комиссии и акцентировали внимание на том, что НКРЕКУ принимает крайне заполитизированные решения, более того, принимает решения с прямым нарушением законодательства Украины. Тарифную политику вообще формирует ситуативно, в то время как энергетический баланс должен стать для НКРЕКП точкой опоры в вопросах стоимости энергоресурсов «на входе» в топливно-энергетический комплекс и стоимости для потребителя.
Закон - что дышло: куда повернул…
Давайте рассуждать логически. Как можно принимать баланс и формировать тарифы, не зная, сколько есть собственного ресурса, сколько необходимо импортировать, из чего в конце концов формируется цена. И как можно устанавливать цены для потребителей, не имея энергетического баланса страны. Все эти вопросы усугубляются знанием того, что на НКРЭКУ возложена ответственность за распределение 250 млрд грн экономики страны при бюджете в 480 млрд грн.
На фоне выше сказанного совершенно сенсационно прозвучали слова еще одного члена НКРЭКУ Андрея Геруса: «Нельзя говорить о том, что у НКРЭКУ нет энергобаланса, у комиссии он есть, это у страны его нет. Но мы же должны принимать какие-то решения, а поскольку разницы в тарифах нет, то комиссия вынуждена нарушать закон и пытаться как-то балансировать».
Г-н Герус заявил, что пришел, в первую очередь, послушать многоуважаемых экспертов, посему считает вопрос квалифицированности и соответствия занимаемым должностям не таким уж важным. Первоочередной задачей он видит необходимость адаптации к сложившимся условиям, поскольку ситуация отличается от той, что была 5-10 лет назад: «Сейчас ситуация такова, что «энергетический пирог» в 250 млрд грн в силу сложившейся экономической ситуации слишком уменьшился и уже не может удовлетворить аппетиты всех участников рынка и всех компаний-игроков: у кого-то есть обеспечение на уровне закона, а у кого-то импортная составляющая. Повышение тарифов для населения и последующая их индексация позволит дополнительно вывести на рынок 5,2 млрд грн, эту сумму участники рынка будут делить между собой».
Чиновник отметил, что скандальные решения по вопросам «зеленого тарифа» были связаны с проблемой финансирования, то есть в НКРЭКУ попросту не хватало денег и она решила снизить тариф на производство электроэнергии.
«А как же закон?» - спросите вы и будете абсолютно правы, поскольку мы говорим об общем существующем тарифе, который регулируется законом. А закон необходимо выполнять!
В данной конкретной ситуации все наоборот. Есть прямое нарушение закона «по зеленой энергетике» государственным надзорным органом. Казалось бы, вот тут пора падать ниц и посыпать голову пеплом, ан нет! Члены комиссии заявили, что нарушали закон Украины с разрешения и по распоряжению Кабмина, и вопросы о нарушении закона нужно задавать не комиссии, а коалиции и Кабинету министров. Нонсенс!
Результатом четырехчасового обсуждения, дискуссии и взаимных упреков стало принятие за основу всеобщего признания участниками необходимости скорейшего формирования энергобаланса страны и деполитизации энергетической сферы. А Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, должна заняться своей непосредственной работой в этом направлении.
Работа в связке
Со своей стороны, хотелось бы добавить: да, объективно сузилась платежная база, и «зеленых» обижать не надо, и рынок необходимо сбалансировать финансово. И это все правильно для каждой отрасли. Но что это значит для потребителя? С людьми необходимо разговаривать и все объяснять. Люди должны понимать, с кого они могут спросить и за что. И балансирование рынка, и финансовое балансирование, и поддержка зеленых тарифов - все это строится исключительно на наличии энергобаланса. Однако энергобаланс - это не то, что себе представляют члены НКРЭКУ – это не наличие или отсутствие топлива и пр. Энергобаланс - это не только наличие генерации в целом, а прежде всего - ее гарантированность.
Глобально у нас в Украине существует пять источников генерации – АЭС – ТЭЦ – ТЭС – ГЭС – возобновляемая энергетика. На данный момент по установленной мощности, с учетом оборудования «на ходу», у нас есть: АЭС - 14 тыс. МВт; ТЭС (с учетом фактического выпадения в зоне АТО) - 16,5 тыс. МВт; условно суммарно по ТЭЦ и ГЭС - 5-6 тыс. МВт; возобновляемая энергетика – 1,5 тыс. МВт. В суме это около 38 тыс. МВт мощностей.
За всю историю независимой Украины пиковый часовой максимум потребления составил 33 тыс. МВт, т.е. в теории мы можем покрыть даже максимум нагрузок на тех мощностях, которые у нас есть. Но сколько из этих 38 тыс. МВт гарантировано можно будет получить в следующем сезоне, если ситуация останется как минимум такой же, прежде всего, в отношениях с Россией, которая на сегодня является для нас поставщиком практически всех энергоресурсов?
Считаем. Если Россия откажется поставлять атомное топливо на АЭС (как это произошло с газом и углем), то, по состоянию на сегодня, технически перейти на американское топливо могут только два энергоблока (уже перешли). Все остальные смогут это сделать только после проведения модернизации определенных систем самих реакторов – а это от полугода до года на каждый реактор (т.е. до следующего сезона ситуация не изменится, да и планов что-либо делать в этом отношении в ближайшее время у «Энергоатома» нет). Получается, что из 14 тыс. МВт остается – 2. Наши ГЭС уже сегодня работают ниже санитарных норм по уровню воды. Зимы у нас практически не было (в первую очередь – снега), значит, пополнения уровня водоемов ждать не стоит. И если еще и лето будет жарким и не особо дождливая осень – то по ГЭС мы получим - 0. Такая же ситуация и в возобновляемой энергетике (ветер дует далеко не всегда, солнце не светит как минимум ночью и т.д.). Остаются ТЭС и ТЭЦ. Из всех перечисленных выше источников электроэнергии они, как ни парадоксально это звучит сегодня, являются наиболее гарантированными, т.к. в реальной жизни они могут работать не только на основном топливе, но и на резервном: угольные блоки ТЭС можно запускать на газе и/или мазуте, газовые блоки ТЭЦ могут работать на мазуте. И это топливо можно купить не только в России (даже уголь). Итак, подсчеты суммарно дают нам всего 19 тыс. МВт гарантированных мощностей. Однако только в 2014 году зимний часовой минимум потребления составил 16 тыс. МВт. В случае «нештатных» ситуаций нам еле-еле удастся перекрыть базовый минимум потребления, а ведь стандартный зимний максимум потребления в эту зиму на пике составлял 26 тыс. МВт. Но даже эти 19 тыс. МВт мы сможем обеспечить только в том случае, если у производителей будет достаточно денег на закупку топлива (чего сегодня, как было сказано выше, нет).
И это всего лишь один аспект в восприятии и осмыслении энергобаланса как НКРЭКУ, обществом, законодателями, так и Кабинетом министров. И речь идет исключительно о гарантированных мощностях сезона 2015-2016. Не стоит забывать и об откровенном саботаже со стороны профильного министерства. Оно неоднократно заявляло, что потребление газа сократилось. Но ведь при этом выросло потребление угля – это кто-то учел? Или заявления о том, что предприятия активно переходят на потребление электроэнергии – а это снова уголь и нагрузка на ТЭС, и это снова никто не учитывает. Если у нас не появится реальный, учитывающий абсолютно все аспекты энергетический баланс, то все попытки «финансовой балансировки», или поддержания той или иной генерации - бессмысленны! Система все равно ляжет! А если система таки ляжет, то (с учетом некоторых особенностей работы АЭС и конфигурации наших сетей) мы не отделаемся просто «сидением без света на пару часов/дней». Мы получим на порядок более серьезные проблемы, которые, в конце концов, могут привести даже к невозможности снова «поднять» систему.
Главной ошибкой Минэнерго, НКРЭКУ и общественных организаций является необоснованная уверенность в том, что «сложить» энергетический баланс проще простого. Это фатальное заблуждение! Мы должны четко понять, что энергобаланс - ГЛАВНАЯ задача. И, в первую очередь, постараться привлечь и попросить наших зарубежных (американских, европейских, канадских) коллег-профессионалов о помощи, иначе сами мы не справимся.