В Украине энергетика работает на оборудовании 40-60-х годов

Интервью радиостанции «Голос Столицы»

Почему каждый год в декабре мы слышим примерно одно и то же — у потребителей накапливается немалая задолженность за тепло и за горячую воду?

— Конечно, на такое резкое повышение долга влияет то, что сейчас пришли платежки за уже поставленное тепло после начала отопительного сезона. Отопительный сезон начался 15 октября, и вот пошли начисления за октябрь, за ноябрь, и потребители еще не раскачались по оплате, большие долги за октябрь, большие долги за ноябрь. И включаем сюда долги за прошлые года, которые составляли около трех миллиардов. Мы не должны забывать, что четыре миллиарда — это не за эти два месяца. Это три миллиарда, которые были до этого, и миллиард, который накопился за время после начала отопительного сезона. Что касается новой системы расчетов. Первый тезис — «Киевэнерго» не определяет и не устанавливает тарифы; второе — «Киевэнерго» не устанавливает систему расчета. Система расчета устанавливалась, как и в прошлом отопительно сезоне, по формуле, которую определило правительство. Она оказалась не совсем корректной, потом изменили систему расчета. В этом году, к сожалению, начало расчета опять было по той же формуле, потому что не было соответствующего постановления для изменения. И то, что сообщил Петр Пантелеев, говорит о запоздалой реакции на условия расчетов на тепло. Я не думаю, что разница будет очень большой. Поскольку Киев оснащен тепловыми счетчиками, как никакой другой город в Украине. Где-то порядка 85-90% помещений оснащены тепловыми счетчиками. Особенно, жилой фонд.

Какой процент из них запущен в эксплуатацию?

— Практически все. Однако у нас где-то более трехсот счетчиков выведено из строя по разным причинам. Это и вандализм, это и они вышли из строя, не ремонтируются и тому подобное. Но в большинстве своем они работают. Когда мы называем цифру в четыре миллиарда, мы должны понимать, что если потребители должны «Киевэнерго» четыре миллиарда, то «Киевэнерго» должно практически такую же сумму — больше 3 миллиардов за газ «Нафтогазу». И следующий вывод — уровень теплоснабжения зависит сегодня не от «Киевэнерго», а зависит от «Нафтогаза Украины». То есть, каким образом при таких долгах «Нафтогаз» будет поставлять газ «Киевэнерго».

Есть вероятность того, что этот газ могут не поставлять?

— В виду долгов — конечно, есть. Ведь есть вероятность, что вы придете в магазин, а вам больше хлеб не будут продавать, потому что у вас нет денег.

Со стороны «Нафтогаза» нет долгов по субсидиям перед поставляющими компаниями?

— У государственного бюджета перед энергоснабжающими компаниями долги есть, и эти долги переходят на «Нафтогаз». Этот объем долгов очень большой. Я вам скажу, не закрыта разница в тарифах порядка 400 миллионов за 2015 год. Потому что государство является недисциплинированным плательщиком по своим обязательствам. И сегодня порядка 200 миллионов — долг предприятий, которые финансируются из государственного бюджета. Самое интересное, что «Нафтогаз» за эти долги насчитывает пени и штрафы, и долг увеличивается. При этом «Киевэнерго» не может насчитывать пени и штрафы населению. Ситуация очень сложная, запутанная, я бы сказал, неурегулированная в государстве по системе финансовых взаимоотношений между потребителем, теплоснабжающими компаниями и «Нафтогазом». То же самое и по водоснабжению. При этом более-менее по электроснабжению урегулирована. А вот тепло и водоснабжение абсолютно не урегулированы. А то, что сегодня заблокирована работа НКРЭКУ, еще усложняет ситуацию на рынке теплоснабжения. Потому что все вопросы должна регулировать и координировать НКРЭ, которая сегодня не может работать. Трудно себе представить, как может работать топливно-энергетический комплекс без НКРЭ, которая в общем регулирует и перераспределяет порядка 450 миллиардов гривен.

Что будет с должниками, у которых больше 3 миллиардов гривен задолженность?

— Отопление не будут отрезать, ведь эти долги тянутся уже из года в год, и никто никому не отрезает отопление. В целом же долгов на энергетическом рынке порядка 32 миллиардов. В начале 2000-х, в 2005-2006 году, практиковали такой способ решения проблемы: принимается закон, эти долги реструктуризируются и поэтапно закрываются. При этом «Нафтогаз Украины» не начисляет пени и штрафы за какой-то период. И начинается все с чистого листа. Или же бюджет страны опять списывает долги «Нафтогазу», а «Нафтогаз» — теплоснабжающим организациям. Но деньги на это надо предусматривать в бюджете. Ситуация постепенно ухудшается. Эти компании не могут обновлять, ремонтировать оборудование. Эти перманентные долги за все годы независимости Украины привели к тому, что у нас энергетика стала ретроэнергетикой. Знаете, как на Кубе ездят на автомобилях 40-50-х годов, так и у нас энергетика работает на оборудовании 40-50-60-х годов. Мы все автомобили поменяли, в квартирах ремонты сделали, новые здания построили, а энергетика у нас — ретро, 50-х годов. Поэтому вот такая ситуация.

Може зацікавити

Юрій Саква про ринок електроенергії