В последнее время о задолженности и низком уровне платежей в электроэнергетике мало пишут СМИ, из уст чиновников вы никогда не услышите, что это серьезная проблема. Заявления госорганов создают впечатление, что все под контролем. При этом рост задолженности на рынке электрической энергии приобрел непрерывный характер. По сути, он превратился в плохо контролируемый процесс, который уже сегодня представляет реальную угрозу энергетической безопасности страны.
Накопление и мультипликация просроченной задолженности по всей цепочке на рынке электроэнергии привели к тому, что долги перед генерацией за последние три года увеличились в два раза и достигли почти 30 млрд грн. Сейчас есть все основания утверждать, что большая часть накопленной задолженности не имеет источника покрытия.
Источники возникновения и роста задолженности
Наша организация регулярно готовит обзоры энергетической отрасли. В последнем из них была приведена схема, показывающая величину и структуру задолженности потребителей, энергоснабжающих компаний и, наконец, ГП «Энергорынок» перед производителями электроэнергии по состоянию на 1 апреля 2017 года.
Производители, в свою очередь, вынужденно имеют зеркальную задолженность по оплате топлива, погашению привлеченных кредитов, налоговых и других обязательств.
Основным источником неплатежей за электроэнергию стали государственные предприятия и организации (шахты, водоканалы, предприятия теплокоммунэнерго, бюджетные организации). Их задолженность на сегодняшний день составляет 75% от общих долгов потребителей (28,5 млрд грн).
Задолженность за электроэнергию предприятий, которые остались на неконтролируемой территории до разделения рынков, сейчас составляет около 5,6 млрд грн, и имеет признаки безнадежной.
С момента выделения из общего рынка предприятий, находящихся на неконтролируемой территории (май 2015 года), образовалась дополнительная задолженность по перетокам в размере 3 млрд грн.
Аннексия Крыма и военные действия на востоке Украины привели к прямым потерям долговых обязательств «Крымэнерго» и «Луганскоблэнерго» перед «Энергорынком» в размере 0,8 и 1,6 млрд грн соответственно, а также кардинально изменили конфигурацию рынка.
Еще одной причиной роста задолженности стали некогда благополучные государственные энергоснабжающие компании – «Запорожьеоблэнерго» и «Черкассыоблэнерго», которые были вовлечены в сомнительные финансовые схемы. За 2015-2016 годы эти компании сформировали дополнительную задолженность за электроэнергию в суммарном объеме 1,3 млрд грн.
Если оценивать в целом масштабы безоплатного отпуска электроэнергии в 2014-2017 годах отдельным потребителям или группам потребителей, их можно назвать угрожающими.
Энергоснабжающим компаниям законодательно ограничили возможность отключения водоканалов и экологически опасных предприятий. Ограничения были восприняты ими, как разрешение не платить.
Но, если позволено безнаказанно не платить кому-то одному, это быстро становится бизнес-моделью многих. Безнаказанность порождает вседозволенность. При этом позиция государства в отношении задолженности продолжает оставаться пассивной. Был разработан проект закона по погашению задолженности, но он может дать эффект только после восстановления 100% уровня оплаты за потребленную электроэнергию.
Отмена дотаций – причина задолженности шахт
Самыми крупными должниками за потребленную электроэнергию являются государственные шахты. На сегодняшний день они должны более 11 млрд грн, что составляет 41% от общей задолженности перед энергоснабжающими компаниями.
За последние три года эта сумма увеличилась вдвое, примерно на 6 млрд грн. Если в 2013 году года уровень расчетов за электроэнергию в угольной отрасли составлял 83,4%, то уже в 2014 году – 61,2% , в 2015 году он упал до 58,60%, а в 2016 году – до 51%.
Эти показатели включают и частные шахты, которые полностью оплачивали потребленную электроэнергию, тогда как некоторые государственные углепредприятия не платили за электричество вообще, или рассчитывались только по взаимозачету.
Причиной такого роста долгов является то, что в 2015 году были отменены государственные дотации на компенсацию себестоимости добычи угля. Одновременно с решением об отмене дотаций Минэнергоугля установило цену продажи угля госшахт на уровне в два раза ниже себестоимости. Оба этих решения принимались, когда в стране был серьезный дефицит угля и начались веерные отключения.
Изначально дотации угольной промышленности предполагалось сокращать постепенно. Это было одним из условий, оговоренных при формировании парламентской коалиции в 2014 году.
Но сформированное в том году правительство с подачи Минэнергоугля заявило, что шахтеры получают огромные дотации из бюджета, которые используются неэффективно, разворовываются (и это частично правда), и дотации надо убрать, что должно было способствовать созданию в отрасли конкурентной среды.
Но, при отсутствии дотаций и средств на оплату потребленной электроэнергии, государство фактически обязало шахты добывать уголь, и по умолчанию запретило отключать их от энергоснабжения за неуплату.
С этого момента госшахты прекратили платить за электроэнергию государственному энергоснабжающему предприятию «Региональные электрические сети», ведь средств не хватало даже на зарплату.
Многие страны прошли через реформирование угольной отрасли и отказ от ее дотирования. Но ни одна их них не поступила с шахтерами так, как мы.
Подобные шаги всегда предполагали наличие уже разработанной и утвержденной программы и включали переходный период в несколько лет. Каждый год сокращалось некоторые количество рабочих мест (при этом принимались меры по социальной защите увольняемых шахтеров), дотации уменьшались на определенную величину, и вся энергосистема успевала адаптироваться к постепенно происходящим изменениям.
Украина пошла другим путем. Сначала все отменили, а потом стали думать, что же делать дальше. При этом программы реформирования угольной отрасли до сих пор нет.
Проблемы энергетиков
Хотя правительство и предпринимало попытки нивелировать отрицательный эффект отмены дотаций, уже была запущена цепочка последующих вынужденных решений, каждое их которых имело негативный результат.
Так, с 2016 года по просьбе шахтеров был отменен НДС на угольную продукцию. Угольщики получили некоторую поддержку, но это не решило их проблем, зато создало немалые трудности для ГП «Энергорынок», на которое легло бремя уплаты платежей по НДС.
Ежегодная сумма платежей в бюджет по НДС для «Энергорынка» с 2015 года увеличилась в 3 раза, и составляет 1700 млн грн ежегодно. Это еще больше увеличило долги перед производителями электроэнергии.
Проблемы возникли также у ГП «Региональные электрические сети», которое является основным поставщиком электроэнергии шахтам. Из-за неплатежей шахт его долг перед Оптовым рынком электроэнергии увеличивался на 120-130 млн грн в месяц. К концу 2015 года задолженность «Региональных электрических сетей» превысила 8 млрд грн, и Хозяйственный суд Киевской области начал процедуру его банкротства по заявлению самого предприятия.
Рост задолженности перед Оптовым рынком означал уменьшение поступлений средств генерирующим предприятиям и, соответственно, сокращение финансирования плановых ремонтов, закупки топлива и т.д.
Для самой угольной отрасли прекращение дотационной поддержки вызвало, кроме прочего, рост задолженности по зарплате. Министерство было вынуждено добиваться выделения из бюджета средств на выплату зарплаты.
Тем не менее, проблема дотаций, вернее, эффекта их резкой отмены, до сих пор не получила должного внимания.
И сейчас она продолжает усугубляться. Долги растут, деньги вымываются из энергорынка, причем из-за мультипликационного эффекта на каждом последующем сегменте цепочки уровень проплат падает – «Энергорынок» платит своим контрагентам меньше, чем облэнерго платят ему, часть денег «съедает» НДС и разного рода непредусмотренные расходы. В итоге больше всего страдает конечное звено – генерация, до которой доходит меньше всего средств и которая, по сути, вынуждена платить за сложившуюся ситуацию.
Тепловая и атомная генерация требуют высоких оборотных средств, а они вымываются неплатежами. В результате предприятия теплогенерации вынуждены брать кредиты под высокие проценты, их сумма уже достигла 5,5 млрд грн. Несмотря на увеличение тарифа, вернуть эти средства проблематично.
Таким образом, решение об отмене дотаций, которое казалось правильным в момент принятия, через два с половиной года привело к непрогнозируемым, негативным последствиям. При активном участии государства произошло существенное ухудшение платежной дисциплины на рынке электроэнергии.
Проблему задолженности надо решать. Если этого не сделать, последствия не заставят себя ждать. Часть их уже проявилась достаточно отчетливо. Сегодня задача реформирования угольной отрасли и восстановления платежеспособности предприятий угольной отрасли еще выглядит вполне решаемой. Обязательным условием этого является обеспечение финансирования шахт и прекращение безоплатного отпуска электроэнергии.